
Социальный атлас российских регионов
Социальный атлас российских регионов / Портреты регионов
Липецкая область
Социальные преимущества: более высокий уровень экономического развития благодаря экспортной металлургии; повышенная бюджетная обеспеченность и социальная ориентация бюджетных расходов; низкая безработица, относительно низкое для экспортного региона неравенство по доходам и очень низкий уровень бедности; одна из самых низких среди регионов ЦФО стоимость жизни, обусловленная благоприятными агроклиматическими условиями и развитым агросектором, в том числе ЛПХ, хорошей транспортной и хозяйственной освоенностью территории; сохранение миграционного притока, хотя и в небольших объемах; повышенная жилищная обеспеченность при относительно высоком благоустройстве жилищного фонда, несмотря на пониженную долю городского населения.
Социальные проблемы: значительное постарение и депопуляция; более низкий уровень образования занятого населения и преимущественно индустриальная структура занятости, недостаточное развитие сети крупногородских центров и сектора рыночных услуг, а также высшего образования.
Липецкая область - относительно молодое административное образование. До революции это была преимущественно аграрная территория на границе четырех губерний Орловской, Воронежской, Тамбовской и Рязанской. Только превращение Липецка в крупный промышленный центр в ходе индустриализации сделало его в 1954 г. столицей новой области.
Историческое положение на южных рубежах Рязанского и Московского княжества развивало преимущественно оборонные функции. Все города, за исключением Грязей, были созданы или возрождены на месте древнерусских поселений как передовые крепости или опорные пункты на кордонных линиях XVIXVII вв. Статус уездных центров они получили в ходе административной реформы второй половины XVIII в., уже утратив стратегическое значение.
На протяжении всего досоветского периода особенности развития территории определялись двумя основными факторами: транзитным положением между центральными и южными районами страны и плодородными черноземными почвами. Транзитное положение долгое время не играло значимой роли, население оставалось относительно немногочисленным. Возможность более быстрого хозяйственного развития появилась в 1690-х гг., во время осуществления Петром I первой попытки создания флота. В этот относительно короткий период на основе армейских заказов возникают государственные и помещичьи мануфактуры для оснащения флота, в том числе в металлургии. Но в целом участие в общероссийском рынке было слабым, господствовало натуральное хозяйство.
После расширения границ империи на юг в начале XVIII в. возобладала хлебная моноспециализации Черноземья, усилившаяся в конце XVIII в. после приобретения Россией экспортным портов на Черном море. На протяжении XVIII в. происходило активное земледельческое освоение территории за счет интенсивной миграции, дворяне переводили в свои новые поместья крестьян из центральных районов страны. Усиление крепостнических порядков стало в XIX в. тормозом для развития, препятствуя распространению более интенсивного производства сахарной свеклы. Небольшие по размеру города развивались как ярмарочные и хлеботорговые центры, почти 90% населения края составляли сельские жители.
Во второй половине XIX века были построены несколько железных дорог (меридиональных и широтных, в том числе хлебовозная РигаЦарицын). Строительство железных дорог стимулировало увеличение производства хлеба на экспорт, потоки которого направлялись к черноморским и балтийским портам. Среди городов на первый план выдвигаются центры хлебной торговли при крупных узловых станциях Елец, Грязи, Чаплыгин, располагавшиеся на пересечении широтных хлебовозных и меридиональных железнодорожных линий, связавших Центр с Югом и Донбассом.
source

Комментариев нет:
Отправить комментарий